вторник, 11 ноября 2008 г.

Компьютер для ребенка

Этим постом начну цикл статей про компьютер для ребенка. Последнее время как-то не до блога особенно, на работе вводится SCRUM, и времени практически нету. Но жизнь идет и мысли надо куда-то девать?

Но ближе к теме. Мне кажется многие родители, да почти все, весьма халатно относятся к данной теме. У моего ребенка до сих пор не было собственного компьютера, но в этом году он пошел в школу, и я решил что пора заняться этим делом и наконец таки попытаться переломить у него стойкий стереотип что компьютер - это игрушка.

Поскольку компьютер я делаю не для игр, то проблема железа не стоит. Для обучающих целей подходит абсолютно любой компьютер, даже очень старый. Ну разве что монитор пожидкокристалличнее выбрать. Были мысли даже сделать x-терминал, но немного подумав решил, что при отсутствии домашнего сервера детскому компьютеру стоит быть более самостоятельным.

В качестве системы я естественно выбрал свою любимую Gentoo.

Не знал, что cdrom приводы Pioneer такие проблематичные, linux категорически отказывается воспринимать его как cdrom, без магического hdc=noprobe hdc=cdrom. Я несколько дней потратил в поисках нормально загружающегося и содержащего все необходимые инструменты linux'а, в конце концов обнаружил магическую комбинацию и вернулся к тому, с чего начал - с Gentoo install-x86-minimal-2008-r1.iso.

Забыл сказать, что детский компьютер у меня Pentium-MMX (молодой еще, всего 10 лет ему :D ). Видео они конечно смотреть на нем не смогут (если я видеокарту не поставлю какую нибудь более мощную), но аудио слушать смогут вполне. Да и десктоп должен вполне нормально крутится. При случае сделаю апгрейд.

Итак, чтобы накатить Gentoo на такой допотопный компьютер надо много времени... Но есть способ проще - Воспользуемся distcc. Сами portage делаем доступными с моего компьютера по NFS. Но есть еще проблема с компилятором. у меня i686-pc-linux-gnu, а там i486-pc-linux-gnu. Переводить его на i586 не вижу большого смысла, Я вообще не вижу особой разницы между i486, i586, i686, если кто знает о такой разнице - сообщите мне пожалуйста. Но для полноценной работы distcc необходимо, чтобы на моем родительском хосте стоял, кроме всего прочего, еще и i486-pc-linux-gnu.

Для этого устанавливаем crossdev, portage overlays должны быть настроены, и выполняем

# crossdev -S i486-pc-linux-gnu

Через некоторое время все необходимое устанавливается, но не совсем. Не знаю по каким причинам все установленные пакеты не включаются в world-файл и будут снесены при emerge --depclean. Для того чтобы этого избежать я добавил их в /var/lib/portage/world руками.

crossdev-i486-pc-linux-gnu/binutils
crossdev-i486-pc-linux-gnu/linux-headers
crossdev-i486-pc-linux-gnu/glibc
crossdev-i486-pc-linux-gnu/gcc

Свои системы я набиваю полнее, но здесь можно отказаться от многого ненужного.

Например нету никакой необходимости интернационализировать консоль. как следствие keymaps и consolefonts тоже можно отключить.

# rc-update del keymaps
# rc-update del consolefonts

Также нет никакой необходимости в info, man и doc.

make.conf: FEATURES="noman nodoc noinfo"

На данный момент у меня завершается частичная компиляция kde. В следующий раз я расскажу, что собственно хочу туда залить и какие сетевые возможности собираюсь предоставить детям.

Ссылки:
HOWTO: Portage через NFS (на данный момент недоступно, не знаю вернется ли вновь)
Описание distcc в Gentoo
DistCC Cross-compiling Guide

PS: Надо сказать что смотреть длинные видео через youtube не особо удобно. Смотрел тут про концепты по ссылке Юрия Волкова, на 20 минуте (смотрел я с долгими паузами) все заглючило и перестало воспроизводиться. Что сподвигло меня на поиск даунлоадеров, помню был какой-то консольный, найти не могу, зато нашел kde-misc/youtube-servicemenu, теперь можно сохранять ролики из контекстного меню konqueror.

4 коммент.:

Yuri Volkov комментирует...

а я это видео загрузил посредством Firefox плагина Download Helper (www.downloadhelper.net)

Андрей Валяев комментирует...

Да мне загрузка видео с ютуба нужна раз в полгода. когда нужно, я просто забываю чем качал в прошлый раз :D и приходится искать заново.

Я по возможности предпочитаю Konqueror. Firefox нарушает гармонию моей системы своим особенным дизайном. Хотя без него я не могу, к примеру, писать в blogspot. :(

Анонимный комментирует...

Зачем ты мучаешь детей? Купи ты за $200 нормальный комп - сейчас это реально (корпус + мать с интегрированной видяхой + двухъядерный процессор + память на гиг). Зато будет возможность "померяться пиписьками" (вернее, писюками) с одноклассниками.
А вот с монитором - да, надо подумать. Мне вот, например, понравилась бенковская картинка на PVA-матрице (глянь как-нибудь Benq FP93GP - дёшево и сердито).

З.Ы. Я качаю youtube-ролики с помощью консольной youtube-dl, написанной на питоне.

Андрей Валяев комментирует...

Да нету у меня лишних 200 баксов... я и так найду чуть погодя. :) У меня всегда так. :)

Сидел поглода без компьютера, давно уже дело было, потом случайно вспомнил что у меня был i486, приятелю отдавал.. Вернул его, некоторое время посидел в консоли... надо сказать линукс нынче не тот, на 486 тяжко.. а в консоли жить что-то уже не хочется. :) Потому поменял на 586, потом на PII, а сейчас сижу на нормальном P4.

Думаю что и у ребенка вскоре проапгрейдим, если юзать будет. А если будет без дела стоять, значит и не нужен. :)